«БЕКІТЕМІН/УТВЕРЖДАЮ»
“Отрадное а. НОМ” КММ
директоры Байсалбаева Т. К. _________
“ОТРАДНОЕ А. НЕГІЗГІ ОРТА МЕКТЕБІ” КММ 2025-2026 ОҚУ ЖЫЛЫНА
АРНАЛҒАН АТА-АНАЛАРДЫ ПЕДАГОГИКАЛЫҚ ҚОЛДАУ ОРТАЛЫҒЫНЫҢ ЖҰМЫС ЖОСПАРЫ
ПЛАН РАБОТЫ ЦЕНТРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РОДИТЕЛЕЙ
КГУ “ОСНОВНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА С. ОТРАДНОЕ” НА 2025-2026 ГОД
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ «ВНУТРЕННЯЯ СИЛА»
Программа подготовлена при поддержке Представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане
Актуальность программы. В современном мире дети и подростки все чаще сталкиваются с травматическими событиями, которые оказывают глубокое влияние на их психологическое благополучие.
Травма – это глубоко переживаемый опыт, который вызывает сильный эмоциональный и психологический стресс. Она возникает в результате воздействия событий или обстоятельств, которые воспринимаются ребенком как угрожающие его жизни, безопасности или целостности. Травма может быть вызвана как единичным событием, так и повторяющимися или хроническими ситуациями.
Важно понимать, что травма – это не просто событие, а скорее реакция на него. Одно и то же событие может быть травматичным для одного ребенка и не быть таковым для другого. Это зависит от множества факторов, включая возраст ребенка, его индивидуальные особенности, наличие поддержки со стороны близких и предыдущий опыт.
Травматический опыт детей может быть обусловлен разными факторами риска: физическое, эмоциональное или сексуальное насилие,
буллинг и кибербуллинг; потеря близких и травмы, связанные с утратой; стихийные бедствия и катастрофы и т. п.
Травмо-ориентированный подход, на методологию которого опирается Программа «Внутренняя сила», является одним из наиболее
эффективных методов работы с детьми и подростками, пережившими травматические события. Становление и развитие этого подхода связано с трудами Бесселя ван дер Колка (2020) и Джудит Герман (2021).
Программа «Внутренняя сила» ориентирована на две основные целевые группы.
1. Подростки 12–15 лет (6–9 классы), которые сталкиваются с травматическими событиями и нуждаются в поддержке для восстановления эмоционального благополучия.
2. Родители или опекуны, которые играют ключевую роль в создании безопасной среды для ребенка и нуждаются в инструментах для эффективной поддержки.
Ценность тренинга для детей определяется созданием безопасной и поддерживающей среды, в которой ребенок может:
Программа имеет большое значение и для родителей, так как переживание травмы ребенком часто вызывает у них чувство
беспомощности, вины и тревоги. Обучение травмо-ориентированному подходу позволяет родителям:
Содержание тренинговой Программы «Внутренняя сила»
Встреча 1. Безопасность и доверие – создаем опору
Встреча 2. Эмоции и способы их выражения
Встреча 3. Осмысление опыта и внутренняя сила
Встреча 4. Развитие навыков самопомощи и самозащиты
Программа сочетает работу с детьми и их родителями, что позволяет создать единую поддерживающую среду для всей семьи.
В работе применяются научно обоснованные методы травмоориентированного подхода: развитие групповой динамики, работа с
эмоциями, осмысление опыта, развитие навыков самопомощи и самозащиты, укрепление детско-родительских отношений, что способствует успешной адаптации и восстановлению участников.
ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-9 КЛАССОВ И РОДИТЕЛЕЙ
|
Сроки проведения |
ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ |
||
|
Сентябрь |
Встреча 1 |
Цель: создание условий для безопасного взаимодействия и сплочения на основе доверия и комфорта в группе. |
|
|
Ноябрь |
Встреча 2 |
Цель: помощь детям в понимании своих эмоций, развитии навыков безопасного выражения чувств. |
|
|
Январь |
Встреча 3 |
Цель: помощь детям в осознании своей силы и ресурсов, развитии способности понимать и ценить поддержку и значимые моменты в жизни. |
|
|
Апрель |
Встреча 4 |
Цель: развитие навыков самозащиты, уверенного поведения и умения просить о помощи. |
|
|
Сроки проведения |
ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ |
||
|
Сентябрь |
Встреча 1 |
Цель: формирование у родителей базовых знаний о влиянии травматического опыта на ребенка. |
|
|
Ноябрь |
Встреча 2 |
Цель: помощь родителям в понимании собственных эмоций и их влияния на ребенка. |
|
|
Январь |
Встреча 3 |
Цель: помощь родителям в осознании своей роли в создании безопасной и стабильной атмосферы для ребенка. Задачи: развить навыки поддержки и понимания эмоций детей; показать, как прогнозируемость, ритуалы и положительное подкрепление помогают детям чувствовать себя увереннее. |
|
|
Апрель |
Встреча 4 |
Цель: развитие у родителей навыков предотвращения травматических ситуаций, поддержки ребенка без давления. |
|
|
Сроки проведения |
СОВМЕСТНЫЕ ЗАНЯТИЯ |
||
|
Сентябрь |
Встреча 1 |
Цель: укрепление связи между детьми и родителями через совместные активности. |
|
|
Ноябрь |
Встреча 2 |
Цель: создание безопасного пространства для обсуждения эмоций. |
|
|
Январь |
Встреча 3 |
Цель: создание благоприятной возможности для диалога о сложных событиях. |
|
|
Апрель |
Встреча 4 |
Цель: закрепление навыков, приобретенных детьми и родителями на предыдущих встречах. |
|
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ОБУЧАЮЩИХСЯ «БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА»
Программа подготовлена при поддержке Представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане
Актуальность программы обусловлена растущей потребностью в комплексной поддержке семей, особенно в условиях цифровизации и повышения рисков насилия. Она направлена на формирование безопасной среды и укрепление роли родителей как наставников и защитников детей.
Насилие — это сознательное применение силы, давления или власти, наносящее физический, психологический или социальный ущерб.
Основные виды насилия
• Физическое: побои, удушение, ограничение свободы, причинение боли.
• Психологическое: унижение, угрозы, манипуляции, газлайтинг.
• Эмоциональное: игнорирование, обесценивание, изоляция, шантаж.
• Сексуальное: любые сексуальные действия без согласия, особенно в отношении детей.
• Экономическое: контроль над финансами, запрет на работу, лишение ресурсов.
• Информационное: распространение ложной информации, кибербуллинг.
Насилие оказывает разрушительное влияние на психику ребенка, особенно если оно повторяется или исходит от близких. Оно может вызвать устойчивое чувство страха и тревожности, что проявляется в панических атаках, ночных кошмарах и общем ощущении опасности. Ребенок начинает воспринимать мир как враждебный и теряет доверие к взрослым. Появляется депрессия, нередко сопровождающаяся суицидальными мыслями и ощущением беспомощности. Низкая самооценка, чувство вины и стыда
становятся постоянными спутниками, а импульсивность и агрессия могут привести к трудностям в общении и склонности к конфликтам. Также страдает обучение: ребенок теряет интерес к учебе, ему сложно концентрироваться, ухудшается память и внимание. Часто он замыкается, избегает сверстников и предпочитает изоляцию. В долгосрочной перспективе насилие может привести к формированию деструктивных жизненных сценариев, повторению насильственных моделей в будущих отношениях,
развитию зависимостей — от алкоголя и наркотиков до азартных игр — как способа справиться с внутренней болью. Психосоматические расстройства, такие как хронические боли, бессонница и расстройства пищевого поведения, становятся отражением глубинных психических травм. Все эти последствия подчеркивают необходимость раннего вмешательства, внимательного отношения со стороны взрослых и системной поддержки.
Предотвращение насилия требует комплексного подхода, включающего образование, поддержку и социальные инициативы. Важно
обучать детей и взрослых распознавать признаки насилия, развивать эмоциональный интеллект и внедрять навыки ненасильственного общения. Родители должны получать знания по позитивному воспитанию, чтобы строить отношения с детьми на основе уважения и доверия. Не менее важна доступность психологической помощи, горячих линий и кризисных центров, а также создание безопасных и доверительных условий в семье и образовательных учреждениях, где ребенок может говорить о своих переживаниях. В семье нужно формировать атмосферу любви, безопасности и четких границ без применения силы. Агрессивные методы воспитания должны быть исключены, так как они формируют насильственные модели поведения. На уровне сообщества важно создавать безопасные пространства, вовлекать женщин и подростков в профилактические проекты, а также работать с общественными и религиозными лидерами над формированием культуры уважения и заботы. Все эти меры способствуют созданию среды, в которой насилию нет места.
Создание программы «Безопасность ребенка» стало ответом на растущую потребность в системной поддержке родителей, сталкивающихся с вызовами современного воспитания. В условиях цифровизации, изменения социальных норм и увеличения рисков насилия как в реальной, так и в онлайн-среде родителям необходимо освоить практические навыки конструктивного взаимодействия с детьми, распознавания признаков опасности и формирования безопасной образовательной среды. Такая программа помогает не только повысить осознанность, но и укрепить роль родителей как защитников и наставников в жизни ребёнка.
Программа «Безопасность ребенка» рекомендуется как вариативный модуль занятий для Центра педагогической поддержки родителей. Модуль направлен на развитие у родителей ключевых компетенций для построения конструктивного взаимодействия с детьми, профилактики насилия и активного участия в воспитании ребёнка как в реальной, так и в цифровой
среде.
Программа «Безопасность ребенка» ориентирована на две основные целевые группы.
• Обучающиеся 1-4 классов, 5–9 классов, 10-11 классов, нуждающиеся в развитии эмоциональной саморегуляции, безопасного поведения, распознавания рисков и умения обращаться за поддержкой. Также программа способствует формированию доверия к взрослым, осознанности и культуры уважения в безопасной образовательной среде.
• Родители или опекуны, которые играют ключевую роль в создании безопасной среды для ребенка и нуждаются в инструментах для эффективной поддержки.
Программа «Безопасность ребенка» оказывает значимое влияние на благополучие детей, особенно тех, кто сталкивался с насилием или
эмоциональными травмами. Участие в тренинге помогает ребёнку осознать свои чувства, восстановить внутреннюю стабильность и почувствовать себя в безопасности. Тренинг способствует:
• Снижению тревожности и чувства страха
• Восстановлению доверия к взрослым и формированию чувства защищённости
• Развитию навыков саморегуляции и эмоционального интеллекта
• Улучшению концентрации и мотивации к обучению
• Укреплению самооценки и уверенности в себе
• Формированию безопасных границ и способности обращаться за помощью
• Предотвращению повторной травматизации и насильственных сценариев поведения
Программа «Безопасность ребенка» играет важную роль в поддержке родителей, особенно в ситуациях, когда ребёнок сталкивается с насилием или признаками эмоциональной травмы. Такие события часто вызывают у взрослых тревогу, чувство вины и растерянность. Тренинг помогает родителям выйти из состояния беспомощности, предлагая понятные и действенные стратегии реагирования. Это позволяет:
• Глубже понимать психологические реакции ребёнка
• Эмпатично сопровождать ребёнка в процессе восстановления
• Снижать собственный стресс и укреплять родительскую уверенность
• Формировать устойчивую и безопасную семейную среду
• Избегать повторного травмирования через агрессивные воспитательные стили
• Укреплять связь с ребёнком и восстанавливать доверие
Содержание Программы «Безопасность ребенка»
Занятия 1. Безопасность начинается с понимания
Занятие 2. Онлайн без страха — быть рядом и понимать
Программа сочетает работу с детьми и их родителями, что позволяет создать единую поддерживающую среду для всей семьи.
В работе применяются научно обоснованные методы: развитие групповой динамики, работа с эмоциями, осмысление опыта, развитие навыков самопомощи и самозащиты, укрепление детско-родительских отношений, что способствует успешной адаптации и восстановлению участников.
ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ОБУЧАЮЩИХСЯ
«БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА»
|
|
№ занятия |
Занятия для родителей |
Занятия для обучающихся |
|
|
|
1-4 классов |
|
||
|
Октябрь |
Занятие 1 |
Тема: Личная безопасность и защита ребенка от насилия |
Тема: Я знаю, что можно, а что – нельзя! |
|
|
Февраль |
Занятие 2 |
Тема: Цифровая безопасность и защита ребенка в онлайн среде |
Тема: Интернет – мой друг, если я знаю правила |
|
|
|
5-9 классов |
|||
|
Декабрь |
Занятие 1 |
Тема: Защита от насилия подростка через доверие и уважение личного пространства |
Тема: Стоп насилию: знай границы, умей защищаться! |
|
|
Март |
Занятие 2 |
Тема: Подросток в современном мире: тревожные сигналы и защита |
Тема: Цифровой мир: как быть в безопасности? |
|
Заместитель директора по ВР ____________________ Мельникова С. В.
Информация о работе с родителями КГУ «Общеобразовательная
школа села Отрадное»
С целью формирования эффективной системы взаимодействия родителей, учителей и учащихся для создания в школе благоприятной среды для свободного развития личности, духовно богатой, умеющей быть счастливой и нести счастье другим людям стало актуальным создание «ЦЕНТРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РОДИТЕЛЕЙ».
Поддержка родителей в нашей школе осуществляется путём проведения общешкольных родительских собраний, круглых столов, творческих конкурсов, встреч и бесед. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем, родителями и, конечно, детьми. В рамках работы ЦППР были проведены следующие мероприятия:
https://www.instagram.com/p/DAaKO27sTAN/?igsh=MTVuZjQ0N3hpdTNybQ==
https://www.instagram.com/p/DBwEt_KMg7e/?igsh=ZXdiYjN2NjQ5NzY2
https://www.instagram.com/p/DClejhQsDQ8/?igsh=MTdyMzA0eW9pM3JrZQ==
https://www.instagram.com/p/DCOjLDVsxw6/?igsh=MXh5ZHp3ZTdtd21sZw== https://www.instagram.com/p/DCOkKGIMZoP/?igsh=MWp5NjF1eGZzOGpjMg== https://www.instagram.com/p/DDy3dw5sPuP/?igsh=MTJoMW5iMHhjb2ZhMQ==
«БЕКІТЕМІН/УТВЕРЖДАЮ»
“Отрадное а. ЖОББМ” КММ
директоры Байсалбаева Т.К. _________
«____» _________ 2024 ж.
“Отрадное а. жалпы орта білім беретін мектебі” КММ 2024-2025 оқу жылына
1-4 сыныптарға арналған Ата-аналарды педагогикалық қолдау бағдарламасының жоспары
План Программы педагогической поддержки родителей учащихся 1-4 классов
КГУ “Общеобразовательная школа с. Отрадное”
Цель:
методические рекомендации по педагогической поддержке родителей или законных представителей в воспитании и развитии детей усиление взаимодействия школы с родителями по вопросам обучения и воспитания детей, а также развитие культуры благополучной семьи.
Задачи педагогической поддержки родителей:
-обеспечение педагогической культуры, психологических и социальных компетенций родителей для обеспечения благополучия детей
- организация системной педагогической поддержки родителей в развитии;
- укрепление взаимодействия организации образования и семьи в воспитании и развитии детей;
-повышение ответственности родителей в воспитании и развитии детей.
|
№ |
ТАҚЫРЫБЫ ТЕМА |
МЕРЗІМІ СРОКИ |
ӨТКІЗУ ФОРМАТЫ ФОРМАТ ПРОВЕДЕНИЯ |
ЖАУАПТЫ ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
|
1. |
Качественный сон: основа развития и здоровья детей |
Ноябрь |
Родительское собрание |
Классные руководители |
|
2. |
Создаем здоровые пищевые привычки |
Ноябрь |
Родительское собрание |
Классные руководители |
|
3. |
Развиваем внимание |
Декабрь |
Родительское собрание |
Классные руководители |
|
4. |
Учимся мыслить логически |
Декабрь |
Родительское собрание |
Классные руководители |
|
5. |
Ключ к семейной гармонии – доверительное общение |
Март |
Родительское собрание |
Классные руководители |
|
6. |
Как научить ребенка понимать свои и чужие чувства |
Март |
Родительское собрание |
Классные руководители |
|
7. |
Безопасность детей – забота взрослых |
Май |
Родительское собрание |
Классные руководители |
|
8. |
Секреты счастливого материнства |
Май |
Родительское собрание |
классные руководители |
Заместитель директора по ВР: ____________________ Мельникова С.В.
«БЕКІТЕМІН/УТВЕРЖДАЮ»
“Отрадное а. ЖОББМ” КММ
директоры Байсалбаева Т.К. _________
«____» _________ 2024 ж.
“Отрадное а. жалпы орта білім беретін мектебі” КММ 2024-2025 оқу жылына
5-9 сыныптарға арналған Ата-аналарды педагогикалық қолдау бағдарламасының жоспары
План Программы педагогической поддержки родителей учащихся 5-9 классов
КГУ “Общеобразовательная школа с. Отрадное»
Цель:
методические рекомендации по педагогической поддержке родителей или законных представителей в воспитании и развитии детей усиление взаимодействия школы с родителями по вопросам обучения и воспитания детей, а также развитие культуры благополучной семьи.
Задачи педагогической поддержки родителей:
-обеспечение педагогической культуры, психологических и социальных компетенций родителей для обеспечения благополучия детей
- организация системной педагогической поддержки родителей в развитии;
- укрепление взаимодействия организации образования и семьи в воспитании и развитии детей;
-повышение ответственности родителей в воспитании и развитии детей.
|
№ |
ТАҚЫРЫБЫ ТЕМА |
МЕРЗІМІ СРОКИ |
ӨТКІЗУ ФОРМАТЫ ФОРМАТ ПРОВЕДЕНИЯ |
ЖАУАПТЫ ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
|
1 |
Сон у подростков: влияние на учебу и поведение |
Ноябрь |
Родительское собрание |
Классные руководители |
|
2 |
Здоровый рацион для всей семьи |
Ноябрь |
Родительское собрание |
Классные руководители |
|
3. |
Развиваем память |
Декабрь |
Родительское собрание |
Классные руководители |
|
4. |
Разбудите ум вашего ребенка |
Декабрь |
Родительское собрание |
Классные руководители |
|
5. |
Как понять и принять подростка |
Март |
Родительское собрание |
Классные руководители |
|
6. |
Устойчивость детей к разрушающим внешним влияниям |
Март |
Родительское собрание |
Классные руководители |
|
7. |
Готов ли ваш ребенок к чрезвычайной ситуации? |
Май |
Родительское собрание |
Классные руководители |
|
8. |
Отцовство – источник счастья ребенка |
Май |
Родительское собрание |
Классные руководители |
Заместитель директора по ВР: ____________________ Мельникова С. В.
«БЕКІТЕМІН/УТВЕРЖДАЮ»
“Отрадное а. ЖОББМ” КММ
директоры Байсалбаева Т.К. _________
«____» _________ 2024 ж.
“Отрадное а. жалпы орта білім беретін мектебі” КММ 2024-2025 оқу жылына
10-11 сыныптарға арналған Ата-аналарды педагогикалық қолдау бағдарламасының жоспары
План Программы педагогической поддержки родителей учащихся 10-11 классов
КГУ “Общеобразовательная школа с. Отрадное”
Цель:
методические рекомендации по педагогической поддержке родителей или законных представителей в воспитании и развитии детей усиление взаимодействия школы с родителями по вопросам обучения и воспитания детей, а также развитие культуры благополучной семьи.
Задачи педагогической поддержки родителей:
-обеспечение педагогической культуры, психологических и социальных компетенций родителей для обеспечения благополучия детей
- организация системной педагогической поддержки родителей в развитии;
- укрепление взаимодействия организации образования и семьи в воспитании и развитии детей;
-повышение ответственности родителей в воспитании и развитии детей.
|
№ |
ТАҚЫРЫБЫ ТЕМА |
МЕРЗІМІ СРОКИ |
ӨТКІЗУ ФОРМАТЫ ФОРМАТ ПРОВЕДЕНИЯ |
ЖАУАПТЫ ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
|
1 |
Сон и ментальное здоровье подростка |
Ноябрь |
Родительское собрание |
Классные руководители |
|
2 |
Питание вне дома |
Ноябрь |
Родительское собрание |
Классные руководители |
|
3 |
Учимся в течение всей жизни: зачем? как? |
Декабрь |
Родительское собрание |
Классные руководители |
|
4 |
Поощряем креативность |
Декабрь |
Родительское собрание |
Классные руководители |
|
5 |
Становление личности: право на самостоятельность |
Март |
Родительское собрание |
Классные руководители |
|
6 |
Эмоциональное выгорание родителей: как его предотвратить и преодолеть? |
Март |
Родительское собрание |
Классные руководители |
|
7 |
Формирование культуры личной безопасности |
Май |
Родительское собрание |
Классные руководители |
|
8 |
Взгляд в будущее: как помочь ребенку раскрыть свой потенциал |
Май |
Родительское собрание |
Классные руководители |
Заместитель Директора по ВР: ____________________ Мельникова С.В.