Интеллектуальная
игра по русскому языку
Возраст:
3-4 класс
Цели:
В
игровой форме обобщить и систематизировать знания детей по русскому языку;
Создать
атмосферу доброжелательности, непринуждённости, а также условия для развития
памяти, логического мышления, творческого воображения, устной речи учащихся;
Способствовать
развитию любознательности, творческой активности;
Развивать
умение работать сообща, согласовывать свои действия.
Оборудование:
для
ведущего:
компьютерная
разработка игры;
карточки
с нумерацией для жеребьёвки;
таблички
с названиями команд;
оценочные
листы;
дипломы
победителям.
для
участников:
индивидуальные
раздаточные карточки;
чистые
листы бумаги;
фломастеры,
ручки;
Ход игры
Ведущий:
Ребёнок
хочет много знать!
Почему бежит река?
Как летают облака?
Что ест на ужин крокодил?
Зачем Балда верёвки вил?
Какие праздники сейчас?
Чем потчуют гостей у нас?
Всю живность на родной планете.
Какие есть цветы на свете?
Все буквы алфавита знать,
Уметь из них слова слагать.
Всё то и многое другое
Огромный мир для вас откроет!
Ведущий:
Эти строчки я прочла не случайно. Дети, по своей природе, очень любопытны. Они
знают очень много, порой даже то, что им знать совершенно не обязательно. Игра,
которая начнётся через несколько минут, предоставит вам возможность блеснуть
своими знаниями в различных областях.
Игра
эта - интеллектуальная, предназначена для развития эрудиции, умственных
способностей, тренировки памяти, внимания. Все эти действия необычайно полезны
для человека.
Известно,
что великий русский полководец А.В. Суворов любил загадывать загадки своим
офицерам и оставался доволен, когда убеждался в их сообразительности. Насколько
эрудированны и сообразительны вы, мы сейчас и проверим. Игра похожа на
телевизионную и называется так же “Своя игра”. (Слайд №1)
Ведущий:
Правила игры просты и знакомы вам. На
экране поле с 3различными темами. Рядом с каждой темой окошечко с цифрами от 1
до 3. Как вы уже догадались, эти цифры определяют номер вопроса.
Команды
могут выбирать любую тему, любой номер вопроса. Отвечать два раза на один и тот
же вопрос нельзя. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов. Баллы
суммируются. Если команда не отвечает ход переходит другой команде.
Так
как у нас 2 команды. Сначала пройдёт жеребьёвка.. Желаю вам успеха!
Разделение на команды(круги зеленые и
красные)
Первая
команда «Всезнайки»
Вторая команда «Умники»
Придумать девиз своей команде
Вопрос:
Сколько частей речи в русском языке? (10 частей речи)
1 категория «Любимые определения»
1.Что такое корень(Слайд №1)
Какие
слова называются однокоренными
Назови
лишнее слово: гусёнок,гусята, гусь, гусеница, гусыня, гусенята
2.Какую часть речи называют именем
прилагательным?(Слайд №2)
Как
изменяется имя прилагательное?
Как
определить род и число имени прилагательного?
Назови
пары слов. По какому принципу ты их
собрал?
Жаркий,
аккуратный,чистый,грязный,
неряшливый,
знойный,
холодный ,зябкий,
3.Какую часть речи называют
глаголом?(Слайд№3)
2 категория «Гласные и согласные».
1.В каком слове в корне пишется букваБ?Докажи
(Слайд№4)
КРЕ [П] КИЙ
ТРО [П] КА РО [П] КИЙ
2.Вспомни
правило и вставь пропущенные буквы. (Слайд №5)
Хле.. круг.. фла..
гла..
3.В
каком слове пишется буква о ?Докажи (Слайд №6)
в [а] лна
тр [а] винка ч [а] совой
3
категория «Поиграем»
1.Составь
пять родственных слов. Какой частью слова являются данные буквы. (Слайд№7)
2.Составь
из букв данного слова слова (столовая)(Слайд№8)
Игра для зрителей
3«Буриме»
–четверостишие на заданные рифмы.(Слайд№
9)
………………щенка
………………пока
………………помогите
………………найдите
Талантливый педагог В.
А. Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к
сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом,
ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое
и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное –
приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить
улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие».
Действительно,
слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если
не хотите остаться слабым звеном в цепи великих государственных свершений.
Жюри подводит итоги. Объявляет
победителей
Музыкальная пауза
И
в итоге нашего мероприятия я хочу рассказать вам один случай: «Маленький
мальчик однажды спросил у мамы, что означает слово «всегда», ему объяснили.
Мальчик запрыгал по садовой дорожке и начал повторять это слово, прибавляя к
нему другие. Так получились стихи: Пусть всегда будет солнце, небо, мама, я! Об
истории создания этих строк рассказал в своей книжке известный русский писатель
К. Чуковский. Рассказ прочитал художник и нарисовал плакат- детский рисунок со
словами мальчика. На этом не кончилась
история детского стишка. Она попала на глаза поэту Льву Ошанину и композитору
Аркадию Островскому
Родилась песня. Зазвенела она детскими голосами. А потом перешагнула
границы, запели её дети всего мира. Припев этой песни стал символом дружбы
детей всех стран. Давайте вместе исполним эту песню.
Вот
настал момент прощанья:
Говорю
вам: «До свидания, до счастливых новых встреч!»
Благодарю
вас за участие
конкурс
«Телефонограмма»
Условия:
команды выстраиваются в параллельные линии. Ведущий сообщает скороговорку
первому игроку из каждой команды. По сигналу тот шёпотом передаёт её второму и
т. д. Последний должен внятно и громко произнести скороговорку.
Скороговорки:
У
Кондрата куртка коротковата
Проворонила
ворона воронёнка
Пословицы
для первой команды:
-
Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).
-
Век живи … (век учись).
-
Нет друга – … (ищи, а нашел – береги).
Пословицы
для второй команды:
-
Друзья … (познаются в беде).
-
За двумя зайцами … (погонишься, ни одного не поймаешь).
-
Поспешишь … (людей насмешишь).
Пословицы
для третьей команды:
-
Семеро … (одного не ждут).
-
Красна птица пером, а … (человек умом).
-
Цыплят по … (осени считают).
Отвечать
нужно быстро, времени на раздумье не дается.
-
Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
-
Какой писатель родился 31 февраля 1940г? (никакой)
-
Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)
-
Кто был третьим от кого ушел колобок? Медведь, заяц, лиса.
-
Сколько падежей в русском языке? (6)
-
На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)
-
Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)
-
Назовите главного героя сказки «по щучьему велению»? (Емеля).
-Сколько
лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)
-
Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком).
-
Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)
-
Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)
-
Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский?
(синонимы)
-
Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли )
-
Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
-
Завершите пословицу: «Не имей сто рублей, (а имей сто друзей)
-
Кто из героев народных сказок похож на мяч? ( колобок)
-
Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)
-
Как правильно сказать: извините или извиняюсь?
-
Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя ни числа, ни названия
дня? С помощью каких наречий ( позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)\
КГУ «Отрадненская средняя школа»
Интеллектуальная игра
по русскому языку
для учащихся 3-4 классов.
Подготовила
Постникова В.А.
2016 учебный год
команда«Всезнайки»
|
\
- Сначала приходит лето, а затем
осень.
- Снег тает весной.
- Кота в сапогах придумал А.Пушкин.
- Утка крякает.
- На реках взламывается лед осенью.
- В алфавите 33 буквы.
- Учебный год в школе начинается
летом.
- Все согласные звуки глухие.
- Если сегодня понедельник, то завтра
будет вторник.
- Если дорога мокрая, то идет дождь
За одну минуту составьте и запишите
«цепочку» из слов. Последняя буква
первого слова является первой буквой следующего слова.
Карандаш - …
За каждое слово – 1 балл.
10. Игра с болельщиками.
Игра «Потопаем – похлопаем». Если вы согласны с высказыванием –
похлопайте, если нет – потопайте ногами
Наш девиз четыре слова
Мы умны и это клёво!
Парные звонкие и глухие согласные в конце слов пишутся не так, как слышатся,
Надо изменить слово так, чтобы после
интересующей нас согласной стояла гласная.
Мы команда хоть куда!
Нас удача ждет всегда!
Цель данного мероприятия:
В игровой форме обобщить и
систематизировать знания детей по русскому языку;
Создать атмосферу доброжелательности,
непринуждённости, а также условия для развития памяти, логического мышления,
творческого воображения, устной речи учащихся;
Способствовать развитию
любознательности, творческой активности;
Развивать умение работать сообща,
согласовывать свои действия..
Форма мероприятия: игра – конкурс.
Форма работы:работа в группах.
В начале мероприятия ребята
поделились на 2 команды, далее они ознакомились с правилами игры. Каждая команда придумала
название группы и выбрала себе капитана.
В ходе нашего мероприятия ребята
принимали активное участие, проявляли интерес к игре, с каждым туром игра
накалялась. В конце игры мною были подведены итоги, вручены грамоты , также
была проведена рефлексия.
Считаю, что цели данного мероприятия
были достигнуты, игра прошла на достойном уровне. Были учтены пожелания и
замечания присутствующих коллег.
Надеюсь, знания, полученные в ходе
мероприятия, не раз пригодятся им в будущем и запомнятся надолго.