Конспект классного часа к 9 мая «Это было давно…»
Патриотический классный час для старшеклассников,
посвящённый празднику 9 мая День Победы.
Цели
классного часа: воспитать
уважительное отношение к историческому наследию нашей страны;
воспитывать у учащихся патриотизм, уважение
к ветеранам Великой Отечественной войны, уважение к памяти народа;
чувства гордости за свою Родину, победившую фашизм; расширить знания
учащихся о Великой Отечественной войне.
Оформление: Высказывания великих людей, книжная выставка,
фонограммы.
«Ногами человек должен врасти в землю своей родины, но
глаза его пусть обозревают весь мир» (Д. Сантаяна).
«Родину любят не за то, что она велика, а за то, что
она своя» (Сенека Младший).
«Это святая обязанность - любить страну, которая
вспоила и вскормила нас, как родная мать» (М.А. Шолохов).
«Любовь к
родине - первое достоинство цивилизованного человека» (Наполеон).
«На родине у тебя и прошлое, и будущее. В чужом краю -
одно лишь настоящее» (Л. Гиршфельд).
1 - чтец:
Погожий
майский день, позеленели ветки,
И лучиками солнышко играет,
В песочнице вовсю играют детки,
А рядом бабушка за ними наблюдает.
О
чём же думает бабуля эта,
За внуками своими наблюдая?
О том, какой ценой далась победа,
Какой был тяжкий труд, как голодали?
Да
нет! Бабуля с грустью вспоминает
Своих родных, что с фронта не вернулись.
Платочек свой в руках, перебирая,
Бабуля как-то грустно улыбнулась…
Причина
грусти той – в незнанье молодежи.
Был разговор у бабушки намедни
С мальчишкой-восьмиклассником Серёжей,
Из двадцать пятой комнаты соседней.
Тот
паренёк, послушав бабушкин рассказ,
О том, как шла война в далёком сорок пятом,
Был удивлен и даже пару раз
Себя представил молодым солдатом.
И
всё бы хорошо, как вдруг Серёжка
Спросил: «А кто войну эту затеял?»
Бабуля бровь нахмурила немножко:
«Так Гитлер же! Не знаешь что ль злодея?»
Мальчонка
опустил глаза тоскливо:
«Да вроде слушал, был весь во вниманье».
Потом
его, как будто осенило:
«А, Гитлер, футболист Сборной Германии!»
История
реальна и печальна,
И дело здесь не в мальчике Серёже.
Скорее в нас. Ведь как бы ни было банально,
Мы знаем, всё в руках у молодёжи.
Звучит
запись песни «Вставай, страна огромная». Выходят ведущие.
Первый ведущий: В мае 1945
года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием встретили волнующую
весть о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии и победоносном окончании
войны в Европе. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.), навязанная
Советскому Союзу германским фашизмом, продолжалась 1418 дней и ночей, она была
самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и
сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ,
лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный
материальный ущерб.
Второй ведущий: Дорогие учителя и ученики! Сегодня
мы с вами собрались, чтобы почтить память погибших в годы
Великой Отечественной войне, а также отдать дань оставшимся в живых
ветеранам и поздравить всех с наступающим Днём Великой
Победы над фашистской Германией.
Первый ведущий: Примите наши искренние поздравления с таким
светлым праздником — Днем Победы. Это великий всенародный праздник. Много
лет нас отделяют от памятной весны 45-го года, когда прозвучали
первые залпы салюта Победы.
Сменяя друг друга, идут поколенья,
Но память людская не знает забвенья.
И грозные строки взывают с гранита-
Никто не забыт, ничто не забыто!
Второй ведущий: Нам, нынешнему поколению, нельзя забывать тех
горьких дней с 22 июня 1941 года по май 1945 года, опаленных огнем
пожарищ и пепелищем войны. Мы должны пронести сквозь годы благодарную
память о тех, кто защитил мир от гитлеровского фашизма,
и передать эту память будущему поколению, чтобы не повторить страшных
ошибок истории.
Первый ведущий: Наше Отечество выстояло в борьбе с
сильным и коварным врагом, совершив подвиг, длившийся четыре огненных года.
Второй ведущий: Как вы понимаете слово «подвиг»? Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души
человек отдает всего себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной
жизнью.
Первый ведущий: Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ
НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и
свободы. Все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой
Отечественной войны.
Фонограмма «Дороги» (А. Новиков, Л. Ошанин).
2- чтец:
Когда это будет, не знаю.
В тени белоствольных берез
Победу Девятого мая
Отпразднуют люди без слез...
Подымут победные марши
Армейские трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны...
Звучит первый куплет песни «Темная
ночь» из к/ф «Два бойца» (Н. Богословский, В. Агатов).
3 – чтец:
Назови меня именем светлым,
Чистым именем назови.
Донесется, как песня с ветром,
До окопов голос любви.
Я сквозь грохот тебя услышу,
Сновиденье за явь приму,
Хлынь дождем на старую крышу,
Ночью ставни открой в дому.
Первый ведущий: Казалось, прошло много лет
с той победной поры, но каждый из нас прочувствовал строки, бьющие
прямо в сердце: «Внимание! Говорит Москва! Передаем важное
правительственное сообщение. Граждане Советского Союза! Сегодня в 4 часа
утра, без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали
границы Советского Союза».
Второй ведущий: Каждый день Великой Отечественной
войны был подвигом на фронте и в тылу врага, проявлением
беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности родине.
В боях за Москву люди совершали подвиги. В неравный бой с фашистами
вступили 28 панфиловцев. На них шли десятки танков.
«Великая Россия, а отступать
некуда! За нами Москва!» — с такими словами к солдатам
обратился политрук Клочков! Четыре часа длился этот легендарный бой. Панфиловцы
преградили дорогу 50 фашистским танкам.
Второй ведущий:
Нет героев не сбить
на колени
Во весь рост они стали в окрест,
Чтоб остался в сердцах поколений
Дубосеково темный разъезд.
Первый ведущий: Дороги войны. Они были суровы для
всех. Ожесточенные бои шли буквально за улицу, за дом, за город.
А бои под Сталинградом станут мерилом мужества, чести, отваги
не одной тысячи советских солдат и офицеров. Ночь перед решающим
наступлением многие не спали, каждый вспомнил самое дорогое, родное,
за которую сегодня возможно придется и умереть.
И, наверное, Сталинградская битва
будет длиться всю жизнь для тех солдат, которые чудом остались живые.
Второй ведущий: Великая Отечественная война —
1418 дней страха, ужаса, крови, слез. На фронт ушел каждый второй.
В годы Великой Отечественной войны Казахстан послал на фронт около
1 миллиона 200 тысяч человек.
Со всех концов нашей
необъятной Родины шли добровольцы на фронт. В их числе были
и казахстанские девушки, те кто не жалел своей молодости,
жизни — во имя победы над фашистами.
Первый ведущий:
Когда началась война, Алие Молдагуловой исполнилось 15 лет. В 1944 году
при взятии опорного пункта фашистов в Псковской области Алия совершила
подвиг. В рукопашной схватке, уничтожив 8 гитлеровцев, А. Молдагулова
погибла. Она была снайпером.
Второй ведущий: Маншук
Маметова двадцатилетняя студентка Алматинского мединститута в 1942 году
ушла добровольцем на фронт. Шли бои за Невель. Надо было
во что бы то ни стало захватить высоту. При взятии её
Маншук погибла.
4 - чтец:
Давно умолк войны набат
Цветут цветы в родном краю
Но будет вечно спать солдат
Что смертью храбрых пал в бою
Он сохранил тебе и мне
И человечеству всему
Покой и счастье мирных дней.
5 - чтец: «Уважаемая Маметова Амина!
С глубоким чувством скорби извещаем вас о героической смерти вашей
дочери, отважной пулеметчицы, старшего сержанта Маметовой Маншук. Боевая жизнь
славной дочери казахского народа Маметовой может служить бессмертным образцом
любви и преданности к нашей Родине.
Товарищ Маметова, добровольно
приехав на фронт, с исключительным упорством овладела станковым
пулеметом „Максим“ и до последней минуты своей жизни истребляла
из него фашистских палачей.
Мы все свято чтим боевые
традиции пламенной патриотки нашей Родины и будем помнить её, как храбрую
героиню Великой Отечественной войны…
Для увековечивания памяти
М.Маметовой в городе Невель улица Приамурская переименована
в улицу пулеметчицы-казашкиМ.Маметовой
и переулок Трофейный-в переулок М.Маметовой.
За героические подвиги товарищ
Маметова представлена к посмертной награде-ордену Отечественной
войны 1 степени. С фронтовым приветом боевые товарищи Маншук».
Первый ведущий: В г. Алматы
поставлен памятник двум Героям Советского Союза — Алие Молдагуловой
и Маншук Маметовой. Они стоят рядом. Девушки, которые при жизни даже
не догадывались о существовании друг друга.
6 – чтец:
В какие ты годы жила,
Какая бессмертная тяжесть
На женские плечи легла.
В то утро ты быстро простилась
С друзьями, работой, семьей.
Один на один со слезами
Ты встретилась с этой войной.
Низкий вам поклон, милые женщины.
7 – чтец:
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
8 – чтец:
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...
9 – чтец:
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
10 – чтец:
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
11 – чтец:
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
12 – чтец:
Встала пшеница спелая,
Тихо плывет рассвет.
Все, что могли, вы сделали,
Ребята, которых нет!
13 – чтец:
Плакать устали матери,
Но через толщу лет
Смотрят на нас внимательно
Ребята, которых нет!
14 – чтец:
Будто склоняясь над судьбами,
Будто шагая вперед,
Нам они стали судьбами –
Ребята, которых нет!
Показываются
кадры видеофильма «Трудные дороги войны».
15 - чтец:
Добыв Победу для родной земли
Из пламени всемирного пожара,
Герои человечество спасли
От черного фашистского кошмара.
16 - чтец:
Мы здесь с тобой не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди
К могиле Неизвестного солдата
Ты в праздники и будни приходи
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад
И имя есть у этого героя —
Великой армии простой солдат.
Второй ведущий: Вот уже много лет плывет тишина над старыми
окопами. Долгие годы обмелевшие воронки покрываются в мае полевыми
цветами. Эти не заживающие раны земли помнят самую страшную войну века.
17 - чтец:
Я очень мало знаю о войне
По фильмам и рассказам ветеранов,
Но этого хватает мне вполне,
Чтоб ненавидеть палачей — тиранов.
Они пытали женщин, стариков,
Считая себя главными на свете.
Но наш народ не стал носить оков!
Все на защиту встали, даже дети.
За то чтоб мы могли спокойно спать,
Шли в бой солдаты, несмотря на раны,
И я от нас, детей, хочу сказать:
«Спасибо, вам, седые ветераны!»
18 - чтец:
Победой закончилась война,
Те годы позади.
Горят медали, ордена
У многих на груди.
Кто носит орден боевой
За подвиги в бою,
А кто за подвиг трудовой
В своем родном краю.
Звучит 7-я симфония Шостаковича. На фоне музыки ученик
читает стихотворение Р. Рождественского.
19 – чтец:
Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо - ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь...»
Родина.
Мы от свинцовых розг
Падали в снег с разбега,
Но - поднимались в рост
Звонкие, как победа!
Как продолжение дня,
Шли тяжело и мощно...
Можно убить меня,
Нас убить невозможно!
Фонограмма
колокола.
Первый ведущий: Что это? Ты слышишь?
Второй ведущий: Это колокола. Колокола памяти...
Первый ведущий: Памяти? А разве такие бывают?
Второй ведущий: Бывают, смотри!
Первый ведущий:
Солнце кровавилось в дымчатой мгле.
Красным снарядом било.
Их уже не было на земле, а оно было.
Второй ведущий:
Волны неслись от скалы к скале,
Море гранит дробило!
Их уже не было на земле, а оно было.
Первый ведущий:
Дерево шло по сырой земле,
Землю корнями рыло!
Их уже не было на земле, а оно было.
Второй ведущий: Более
полувека мы живем без войны и столько лет помним ее, каждый ее день - от
первого до последнего. Помним расплавленные камни Бреста и Сталинграда, овраги
Дубосекова и поля Прохоровки, пепел Хатыни.
Первый ведущий: Во имя вечного продолжения жизни проливали кровь в боях наши отцы и деды,
вершился титанический подвиг тыла, во имя того, чтобы горели мартены и
колосились хлеба, вставали новые светлые города, чтобы радостнее была наша
жизнь.
Второй ведущий: Мы помним, кому обязаны жизнью! К сожалению, с каждым днем все меньше становится среди
нас участников Великой Отечественной войны. В живых остались единицы. И тем
трепетнее мы должны проявлять заботу и уважение к живым ветеранам; склонять
головы и почитать тех, кто ради нас отдал самое дорогое - свою жизнь.
Первый ведущий: Память - не просто дань славному прошлому. Память - это причащение величием истории
народа, это принятие всем сердцем ответственности за сохранность и приумножение
величия духа и достоинства нации.
Второй ведущий: Забыть прошлое - значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.
Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир
молчал бы 50 лет.
20 – чтец:
Они к нам не придут, не постучат,
И все ж, хотя нам это всем известно,
Мы за столом для них оставим место,
Нальем бокалы им... Пускай стоят!
21 – чтец:
Мы - внуки их, нам больше повезло,
Мы - будущее их, нас миновало...
Зато как после нам их не хватало
И как без них нам было тяжело!
22 – чтец:
Не ждут их больше матери назад,
Состарились их жены и невесты.
Под мирным небом всходят повсеместно
Цветы и травы, где они лежат.
23 – чтец:
Но памяти о них навек верны,
За счастье жить мечтаем, честь по
чести,
И вспомним, не сговариваясь, песни,
Что распевались ими в дни войны.
Первый ведущий: Конечно же, все подвиги не
оставались без внимания, и сейчас вы узнаете, какие награды вручались героям.
Медаль «Золотая звезда Героя Советского Союза»
учреждена 1 августа 1939 года в целях особого отличия граждан, удостоенных
звания Героя Советского Союза и совершающих новые героические подвиги.
Второй ведущий: Герою Советского Союза вручались: высшая награда СССР - орден Ленина; знак
особого отличия - медаль «Золотая Звезда»; грамота Президиума Верховного Совета
СССР. Звание Героя Советского Союза являлось высшей степенью отличия советского
периода, самое почетное звание в советской наградной иерархии.
Первый ведущий: Медаль «За отвагу» учреждена 17 октября 1938 года. Награждению подлежали:
военнослужащие Советской армии, Военно-морского флота, пограничных и внутренних
войск и другие граждане СССР за личное мужество и отвагу, проявленные при
защите Отечества и исполнении воинского долга.
Второй ведущий: Орден Отечественной войны учрежден 20 мая 1942 года. Состоит из I и II
степени. Высшей степенью ордена является I степень. Награждение орденом Отечественной
войны может быть повторным за новые подвиги и отличия. Орден Отечественной войны - первая
награда, появившаяся в годы Великой Отечественной войны. Также это первый
советский орден, имевший разделение на степени. В течение 35 лет орден
Отечественной войны оставался единственным советским орденом, передававшимся
семье как память после смерти награжденного (остальные ордена необходимо было
возвращать государству). Лишь в 1977 году порядок оставления в семье
распространили на остальные ордена и медали.
Первый ведущий: Орден Славы был учрежден 8 ноября 1943 года. Состоит из трех степеней: I,
II и III степени. Высшей степенью ордена является I степень. Награждение
производится последовательно: сначала третьей, затем второй и, наконец, первой
степенью. Орден Славы
был учрежден в один день с орденом Победы. Цвета ленты ордена Славы повторяют расцветку ленты
российского имперского ордена святого Георгия. Орден Славы носится на левой
стороне груди и при наличии других орденов СССР располагается после ордена
«Знак Почета» в порядке старшинства степеней.
Второй ведущий: Орден Победы учрежден 8 ноября 1943 года. Он является высшим военным
орденом СССР. Этот полководческий орден был учрежден одновременно с солдатским
орденом Славы. Орден Победы
- единственный из советских орденов, изготовлявшийся не на монетном дворе, а на
Московской ювелирно- часовой фабрике. Орден Победы носится на левой стороне
груди на 12-14 см выше пояса.
Первый ведущий: Всех, кто воевал, кровь, пролитая за справедливое Дело, роднит и связывает
друг с другом. У каждого из нас своя группа крови и в этом мы не схожи. Но со
своей страной у нас одна, единая группа. Определяется она не медицинскими
показателями. Она определяется верностью родной земле, готовностью идти за нее
«на труд, на подвиг и на смерть». ДА БУДЕТ ТАК ВСЕГДА!
24 - чтец:
Я хочу, чтоб на нашей
планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел,
Только хор наш ребячий звенел
Чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война.
Звучит песня «День Победы».
Первый
ведущий: На этом наш классный час подошел к концу.
Второй ведущий: Спасибо всем за внимание!