«Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы білім бөлімі Отрадное ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Отрадное отдела образования по  Буландынскому району  управления образования Акмолинской области»;

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Классный час в 4 классе "Толерантность - путь к миру"

14.05.2018

 

      

«Толерантность - путь к миру»

 

Цель: развитие

индивидуальности учащихся.

Образовательный

аспект: вывести формулу успеха в общении.

Воспитательный

аспект: формировать чувство ответственности, товарищества.

Развивающий

аспект: развивать коммуникативные и общеинтеллектуальные умения и

навыки: умение анализировать, аргументировать свой ответ, вести диалог,

провести рефлексию и коррекцию своих действий.

Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Я рада Вас снова видеть. Этот классный час

мы проведем вместе, надеюсь, за время работы мы сможем лучше познакомиться.

Начало

мероприятия.

Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе ситуацию. Вы

получили огромное наследство. Вы – миллионер. Все исполняют любые Ваши капризы.

Но есть одно но – жить Вы можете только на необитаемом острове. На острове

круглый год тепло, много зелени, но нет Ваших друзей, подруг. Представили?

Подумайте, будет ли Вам одному интересно быть на острове? Захотите ли Вы

остаться на этом острове? Кто не хочет жить один на острове, открывайте глаза и

возвращайтесь обратно. Почему Вы вернулись, ведь у Вас столько денег?

Ответы

ребят. Нет друзей, знакомых, не с кем общаться, говорить.

Конечно,

одному очень плохо. Наш классный час мы и посвятим именно общению.

В толковом

словаре Ожегова значение слова ОБЩАТЬСЯ - поддерживать общение, взаимные

отношения.

Через

других мы становимся самими собой. (Л. С. Выгодский).

Но умеем ли мы общаться? Есть ли слагаемые успеха в общении?

Ответы на эти вопросы мы и постараемся сегодня найти.

Мир – это наша

Земля. Мир - это наша страна. Мир – это наш город. Мир – это наша школа. Мир –

это Вселенная. Мир – это я. Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие

разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и

худенькие, лысые и с косичками, умные и не очень. Все мы живём в

 обществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и

согласии. И все мы должны жить и понимать друг друга.

Учитель

Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных

языках она определяется по-разному.

  ( Слайд 4)

 ^ В английском

языке толерантность – это «готовность и способность воспринимать без

протеста личность».

Во французском языке толерантность – это «уважение свободы другого,

его образа мысли».

^ В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение,

сострадание, терпение».

В персидском языке толерантность – это «готовность к примирению».

Русский словарь

толерантность трактует как терпимость

– способность терпеть что-то или кого-то, терпеть иной образ жизни, иное

поведение, чувства, мнения, идеи. Быть выдержанным, уметь мириться с

существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.

- Конечно, ребята, всё

верно: «Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать

мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу».

Понятие «толерантность»

для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово –

«терпимость».

Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться  с

чужим мнением.  

 

 

 

Я расскажу Вам одну сказочную историю, в которой мало вымысла,

много правды.

Итак, мы начинаем…

Сказка.

В одном небольшом городе жил маленький белый мышонок. Он очень

любил своих родителей. У мышонка было большое, доброе сердце. Когда мышонок

пошел в школу, у него появилось много новых друзей. Он искренне верил их

словам, думал, что все такие же, как и он: честные и добрые. Мышонок, словно

жил в другом мире. Он каждому хотел дать добрый совет. Но вокруг него начали

появляться злые серые мыши, которые завидовали мышонку, его успехам. Серые мыши

ничего не умели делать сами, и не хотели учиться, а мышонок хотел и учился.

Серые завистники старались навредить доброму мышонку, рассказывали про него

разные гадости, обижали мышонка. Мышонок часто горько плакал в своей маленькой

норке. Но к счастью, рядом с мышонком всегда были надежные друзья. Сколько не

пытались глупые серые мыши, им не удалось изменить белого доброго мышонка, он

остался таким же честным, добрым, и не обращал внимания на то, как пухнут от злости

серые мыши.

Конечно,

это сказка. Мышонок выдержал все испытания. А всегда ли человек может

выдержать, если про него говорят плохо?

Ответы

учащихся: нет, не всегда.

 Захотите

ли Вы общаться с тем, кто говорит о Вас плохо?

Ответы

учащихся: нет

Грубое слово, брошенное в пылу ненависти, больно ранит Вашего

друга, оттолкнет его от Вас. Но ведь есть и добрые слова.

Давайте попробуем сказать друг другу добрые слова .Встём  в круг

Каждый, поворачиваясь к соседу, должен повторить все слова,

сказанные до него, и добавить свое доброе слово.

Молодцы.

 «Ничто

так не ободряет людей, как доброе слово».

Итак, одно из слагаемых формулы успеха в общении мы вывели.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Сейчас мы  поработаем в группах У каждой

пары  положения, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем говорит

каждая из религий:

  • «Не делай другому того, от чего
  • больно тебе».
  • «Во всем, как хотите, чтобы с
  • вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
  • «Считай успех соседа своим
  • успехом, а потерю соседа своей потерей».
  • «В счастье и страдании, в
  • радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к
  • самим себе».

  ( Слайд 5)

Учитель 

Передайте эти мысли своими словами.

Какой общий смысл есть в этих высказываниях?

 

1 слагаемое: говорите друг другу добрые слова.

 

 

Учитель: в последнее время говорить о толерантности

стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?

16 ноября отмечается

День  Толерантности.

4. Упражнения на

закрепление понятия «толерантность»:

 определение

качеств толерантной личности;

Толерантность – это

качество личности.

Но ведь у толерантности

должно быть лицо! У толерантности должны быть какие-то свои качества.

-Как вы думаете, какими именно качествами должна

обладать

             

-Давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает    

                 толерантным

отношением.

              Работа в группах

 

         У вас листочки с различными качествами

человека. Попробуйте выбрать пять    качеств, которые, по вашему

мнению, соответствуют толерантному человеку

 Конверт 1:

злорадство, ложь, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие,

бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, прощение, грубость,

сердечность.


Конверт 2: доброта, сердечность, терпимость, хвастовство,

равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, сотрудничество,

уважение, великодушие, понимание, злость.


Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство,

уважение, милосердие, терпимость, вспыльчивость,  раздражение,

сердечность, конфликт, сострадание.

Учитель

Ребята! Давайте проверим, что у нас с вами получилось (представитель каждой

группы зачитывает ответ своей группы, затем карточки с качествами, которые чаще

всего встречаются, крепятся на доску).


доброта


миролюбие


сострадание


терпимость


великодушие


сердечность


толерантность


понимание


уважение


прощение


милосердие

Учитель

-Подумайте, а все ли мы

обладаем этими качествами?

 Все ли мы можем

спокойно выслушать друг друга?

Поддержать в трудную

минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?

А можем ли мы изменить себя?

Можем ли мы воспитать в

себе те качества, о которых сегодня говорим?

 Как мы можем это

сделать?

Упражнение. У каждого

из Вас есть лист бумаги и ручка.

Представьте себе, что вы украшаете футболку. Сделайте надпись на

своей воображаемой футболке, представив всему миру и людям, что Вы хотите

сказать о себе хорошего. Поверните лист. На обратной стороне листа сделайте ту

надпись, которую Вы поместили бы на спине, отразив то, что не хотелось бы

показывать другим. На все упражнение 3 минуты.

В это время я прикрепляю

 ФОРМУЛА УСПЕХА (на доску) и 1 слагаемое успеха.

Покажите своему соседу «лицевую» сторону футболки, где Вы написали

о себе хорошем. Хотите показать соседу обратную сторону? Легко признавать свои

недостатки? А ведь мы так легко находим их в других, даже там, где их нет.

2 слагаемое: умейте увидеть свои недостатки, лишь потом критикуйте

собеседника.

(слайд и

прикрепляю 2 слагаемое успеха).

ИГРА. ???, ты нам

веришь? Встань, пожалуйста, в середину. Мы же с Вами образуем круг, вытянем

руки, будем их крепко держать. ???, закрой глаза, попробуй покачаться из

стороны в сторону, мы тебя не уроним. Боялась ли ты? Почему? Верно, ты нам

доверяла. Так важно и так трудно доверять своему собеседнику.

Мы нашли третье слагаемое нашей формулы.

3 слагаемое: искренность в общении.

 (слайд

и прикрепляю 3 слагаемое успеха).

Только в том случае, когда мы доверяем своему собеседнику,

возможно настоящее общение.

Действительно,

ребята, каждый человек неповторимый, каждый человек – это индивидуальность,

личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все

одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.

Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова,

любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень

часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и

пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и

помогать другим.

    1.Что ж такое толерантность?

Может к бабушке любовь?

2.

А быть может это то, что маме

Я на день рождения принес?

3.

Понял я, что это – уважение

К мнению не только своему.

4.

Видеть боль чужую

Я, по-моему, уже могу.

5.

Дам монетку нищему,

Пожилому помогу.

6.

Товарища в беде не брошу,

Злобу в класс я не пущу.

7.

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

8.

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

9Веришь в чудо, доброту.Взрослых

уважаешь,

10.Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

11.Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

12.Оставайся им всегда и

Будь еще галантен.

13.Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

14.Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

15.Если

каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным

наш мир

Все вместе (хором):

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

5. . Обобщающая беседа

Невозможно нравиться

всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все  были близкими

друзьями. Потому что у нас разное воспитание, интеллект, желание учиться,

потребности, характеры, вкусы и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом,

ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

Конечно, всеми

качествами обладать, наверное, невозможно, так как идеальных людей нет, но

каждый человек должен к этому стремиться.  

  6. Итог «В добрый путь». 

( Песня «Дорогою добра»)

Учитель

Ребята,

у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого

следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными

сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы

обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.

Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!

Просмотров: 377


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст